Пока мыла посуду, размышляла про чувство вины по мотивам
поста в соционе и фразы kurofordo "для этиков-негативистов очень важно, кто виноват".
Я начала ковыряться и попутно нашла ответ, который все это время лежал на поверхности.
Но мысли привожу, во-первых, чтоб добру не пропадать, во-вторых, потому что мне лень идти работать.
читать дальшечто именно важно? кто виноват или кого считают виноватым?
"кто виноват"="кого я считаю виноватым"
"кого считают виноватым"="кого считают виноватым те, чье мнение в данной ситуации для меня важно"
разница уже очевидна, думаю
1.
"кто виноват" - осознание своей вины за результат - выводится из
а) досконального знания всех деталей и подводных камней, значимых моментов, оказавших влияние на конечный результат
б) соотнесения этого знания с некоей внутренней системой дожного/недолжного в соответствующих обстоятельствах
отсюда само собой разумеется, что никто не может убедить меня в том, что я "сделал все, что мог"
имхо, и этот момент сам по себе, и его субъективная значимость вообще никакого отношения к этике не имеет
белая логика
*даже если ситуация видимо не анализируется (т.е. описанные выше действия происходят неосознанно), и я просто чувствую вину (грусть/боль/голод), согласитесь, глупо убеждать меня в том, что я чувствую нечто иное, невиновен (весел/здоров/сыт)
2.
зато к этике имеет прямое отношение субъективная значимость того, "кого считают виноватым те, чье мнение в данной ситуации для меня важно"
и, кстати, насколько серьезно оценивается урон
.
Для меня это два разных (сильных) удара самооценке. Но если первый я могу скрыть и незаметно развести на нем колонию разноцветных комплексов над ним поработать (я-больше-так-не-буду), то второй вгоняет меня в неконтролируемую депру (! вне зависимости от того, виновата ли я на самом деле). Работать с чужим отношением ко мне я не умею.
Я не знаю, насколько при этом важно то, что я все время попадаю в группу с талантливыми, профессионально грамотными и заинтересованными в деле людьми. Их оценка бьет о-очень больно.
Искомый же ответ состоял в том, что у белологически (по п.1) внушаемого Гамлета все наоборот.